Об опыте использования дистанционных образовательных технологий

Мармашова Светлана Прокопьевна,
старший преподаватель кафедры маркетинга

Для справки:
Дисциплина – «Коммерческая деятельность» (26 ч лекции, 18 ч семинарские занятия, 8 ч управляемая самостоятельная работа)
Студенты – 331-332 группы Маркетинг
Дисциплина – «Современный маркетинг-менеджмент» (46 ч лекции, 24 ч практические занятия, 10 ч лабораторные занятия, 10 ч управляемая самостоятельная работа)
Студенты – 031-032 группы Маркетинг
Время обучения – осенний семестр 2023-2024 учебного года

Развития университетской образования ХХI века, его среда и приоритеты развития связаны с формированием и применением таких технологий и средств обучения, которые в совокупности с профессиональной компетентностью способствуют формированию информационной осведомленности, критического мышления и креативного интеллекта, умения коммуницировать и кооперироваться в процессе работы. Поэтому современным студентам следует развивать способности эффективно ориентироваться в информационном потоке, грамотно и рационально осуществлять поиск, сбор и анализ информации из различных источников; овладевать технологиями коммуникаций и критического мышления; осмысленно решать посредством найденной информации конкретные практические задачи, уметь самостоятельно генерировать знания, капитализировать их, не только работая индивидуально, но также кооперируясь с другими участниками данного процесса.

Становление и развитие информационного общества оказывает кардинальное влияние не только на различные сферы жизнедеятельности человека, но и трансформирует саму его природу. Вследствие этого современный студент, который родился и вырос в период активного влияния сектора информационно-коммуникационных технологий, во многом сформирован цифровыми интерфейсами и, в большей степен, в своей жизнедеятельности связан с компьютерной техникой. Его когнитивные особенности восприятия информации и усвоения знаний выражаются в настоящее время посредством «клипового мышления», способности концертировать внимание не более 8 секунд, приоритета визуального восприятия перед вербальным и др. Исходя из этого, перед современной высшей школой предстоят принципиально новые задачи, где первоочередными являются индивидуализация и цифровизация образовательной среды.

Система дистанционного обучения максимально коррелируется с основными стремлениям современности и представляет собой эффективную модель осуществления инновационных преобразований в университетском образовании.

В рамках современных учебных планов предполагается реализация компетентностного подхода, в котором акцент направлен на активную роль студента, его возможность принимать участие в образовательном процессе. Вместе с тем, цифровая среда и технологии дистанционного обучения нивелируют социальные, экономические, географические и другие различия между людьми, делают образование более доступным и создают предпосылки для реализации концепции непрерывного образования.

Таким образом, ресурсы и инструменты дистанционного обучения позволяют создать благоприятные условия для успешной самоорганизации и реализации креативного и кооперативного потенциала студентов посредством применения различных образовательных технологий.

Создание виртуальной обучающей среды в Институте бизнеса БГУ интегрируется с информационной системой менеджмента в целях создания управляемой обучающей среды, где изучаемые студентами дисциплины регулируются с помощью единого, стандартного для всего института интерфейса пользователя.

Обучающиеся имеют возможность изучать дисциплины на образовательном портале, использовать тесты для самопроверки и контрольные тесты для проверки знаний, обмениваться заданиями, получать консультации и участвовать в работе виртуальных круглых столов и форумов, выполнять индивидуальные задания, принимать участие в групповых проектах и вебинарах.

Рассмотрим пример проведения группового проекта с использованием возможностей образовательного портала (на базе LMS Moodle). В соответствии с учебной программой специальности «Маркетинг»:

- по дисциплине «Коммерческая деятельность» для студентов первого курса было предусмотрено групповое задание по теме «Организация изучения покупательского спроса».

Задание включало.

1. Проведение анкетирования покупателей (или студентов в группе) по изучению спроса в коммерческой организации на основе разработанного опросного листа (анкеты

Цель: приобрести практические навыки в проведении опроса покупателей в коммерческих организациях (или в сети Интернет) на основании составленных опросных листов и обработке результатов.

2.Методические указания по выполнению задания.

Студентам задание выполнялось на примерах опроса покупателей в розничных коммерческих организациях (или в сети Интернет) в определенной последовательности. В результате проведенных исследований следовало подготовить информационные сообщения с учетом направлений, по которым проводился опрос. Отчет представлялся в виде электронной презентации в формате Microsoft PowerPoint (защита отчета проводится на семинарском занятии). В презентации должны быть отражены следующие вопросы:

  • результаты проведенного опроса;
  • основные выводы по результатам опроса;
  • «портрет типичного покупателя» исследованной организации
  • презентационный материал (фото, рисунки (графики, диаграммы), таблицы и др.).

Следует отметить, что представление студентов об организации изучения покупательского спроса носило общий характер. При изучении организации изучения покупательского спроса, студенты системно не представляли себе понятийный аппарат.

Хотя рассмотрение пройденного теоретического материала на практических занятиях во время рассмотрения вопросов для обсуждения, анализа ситуационных заданий и тестов, несомненно, способствует формированию у студентов первичных навыков и умений по изучаемым теоретическим вопросам организации изучения покупательского спроса, в тоже время отсутствие непосредственно практики работы в данной области не позволяет студентам до конца усвоить и научиться правильно применять полученные знания. Поэтому выполнение групповых заданий на конкретных примерах способствовало получению практических навыков.

- по дисциплине «Современный маркетинг-менеджмент» для студентов четвертого курса было предусмотрено групповое задание по темам «Корпоративные (конкурентные)стратегии современного маркетинг-менеджмента» и «Позиционные стратегии участников рынка».

Задание включало:

1. Анализ отрасли и конкурентной ситуации, ресурсов и конкурентных возможностей компании (cтуденты по подгруппам) выполняли следующее задание:

1) проведите анализ отрасли и конкурентной ситуации в ней для организации (предприятия) по выбору.

2)проведите анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации (предприятия) по выбору.

2. С помощью бизнес-модели «Канвас» (CANVAS) рассмотрите всю модель бизнеса (организации/предприятия по выбору), найдите слабые места для понимания, что действительно важно для бизнеса.

Определите позиционную стратегию выбранной компании для анализа.

Задание выполнялось в группах (до 3-х человек), после чего размещалось на облачном сервисе, а ссылка на выполненное задание – на портале. Защита группового проекта в виде мультимедийной презентации проводилась на семинарском (практическом) занятии.

По мнению большинства студентов, данные задания позволяли не только подготовить качественную презентацию, но и подробнее познакомиться с маркетинговой деятельностью исследуемых компаний.

Выполненное групповое задание определенно помогло студентам получить опыт работы в команде, приобрести коммуникативные навыки. Кроме того, более подробно познакомиться с инструментами и технологиями современного маркетинг-менеджмента.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы

Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber?