Методический семинар "Организация группового проекта по дисциплине"

31 января прошел методический семинар преподавателей «Организация группового проекта по дисциплине». 

Участники поделились опытом организации проектной работы студентов, обсудив следующие вопросы:

  • специфика проектных заданий для разных дисциплин;
  • график выполнения проектов и дедлайны;
  • размер и формирование команд проекта и распределение возможных ролей в команде;
  • выбор и формулировка темы проекта;
  • использование современных ИКТ как для реализации проекта, так и для коммуникации участников между собой;
  • оценка результатов работы над проектом в целом и учет индивидуальной работы каждого участника команды;
  • снижение нагрузки при данном формате работы как на преподавателя, так и на студентов.

Лучше всего зарекомендовал себя проектный подход в учебных дисциплинах, где можно сымитировать жизненный цикл реального процесса, например, создание стартапа. Такой проект можно сделать сквозным на весь период изучения предмета и разбить на вполне понятные этапы изучения целевой аудитории и конкурентов, подготовку презентации проекта, расчет эффективности, подготовку промо-сайта и видеорекламы.


Некоторые дисциплины позволяют включать в себя творческие и игровые моменты: Урганова Д.Б. (дисциплина «
Управление интеллектуальной собственностью») проводит игровые судебные процессы, где учащиеся примеряют на себя роли судей, истцов, ответчиков и СМИ. Интересную идею давно предлагает Горбачева А.И.: студенты снимают видео, объясняющие терминологию, принятую в дисциплине.

Проектный формат работы несколько сложнее подходит для точных или технических дисциплин, например, высшей математики. Тем не менее есть успешный пример Е.А. Гопки по предмету «Статистика». Интересный подход: академическая группа делится на две команды, каждая из которых готовит проект, используя определенный статистический метод расчета и визуализируя результаты с помощью инфографики. Затем студенты выступают в роли экспертов и разбирают работу одногруппников, глубже погружаясь в изучение второго метода.

Организация проектной работы должна быть хорошо продумана:

  • определен рекомендуемый размер проектной команды (большинство преподавателей остановилось на 3-4 участниках);
  • решено, что делать с принципиальными одиночками (иногда можно разрешить индивидуальную работу, в других случаях приходится настаивать на включении их в командную работу);
  • продумана ролевая структура команды (например, «лидер», «дизайнер», «менеджер», «технический исполнитель» как предлагает преподаватель Еловая Е.М.);
  •  определен и описан график выполнения, условия и ограничения, установлены сроки выполнения проекта и описан ожидаемый результат.

Практика показывает, что лучше всего собрать все эти параметры в рамки одного документа, можно дополнительно записать видео с подробными комментариями по требованиям к проекту (опыт Прохоровой Татьяны Владимировны).

При этом не стоит давать как образец реальные работы, даже самые качественные: сразу сужается вариативность представляемых проектов, студенты пытаются подстроится «под шаблон» (замечание Мацкевич Е.В.). 

Результат работы, как набор различных электронных документов, может быть расположен в папке любого онлайн-хранилища, а ссылка на эту папку выложена на учебный портал либо в форум (для общего ознакомления), либо представлена как ответ на задание (для отчета только преподавателю).

Отдельно следует озадачится способом оценки проекта: с целью исключения спорных моментов нужно подробно обсудить и задокументировать требования к проекту на момент выдачи задания.

Пример выдачи задания на учебный проект

Возможные виды оценки проектной работы:

  • можно задать формулу расчета оценки, например: максимально 5 баллов собственно за весь проект каждому члену рабочей группы, 3 балла может добавить экспертиза одногруппников, 2 балла выставляется менеджером проекта и 1 балл добавляется самому менеджеру (практика Гопки Е.А.);
  • можно базово оценивать проект целиком, а затем индивидуально раздать дополнительные баллы за участие в защите проекта. Так, Мацкевич Елена Вадимовна считает, что оценка ответов на “вопросы из зала” четко показывает, кто активно работал над проектом, а кто просто числился в команде;
  • хорошо принимается студентами экспертная оценка приглашенными гостями или преподавателями (опыт Прохоровой Т.В.) ;
  • интересно задействовать в оценке самих студентов так называемый “Приз зрительских симпатий”: каждый студент дает оценку и рекомендации нескольким, не более 2х, проектам одногруппников, выбор проектов для оценки осуществляется случайным образом инструментами LMS Moodle. Обезличенные отзывы распространяются через рассылку на учебном портале и являются хорошим фидбеком на работу группы (практика Поклонской О.Г.).

И, в заключении, стоит обратить внимание на общие организационные проблемы проектной работы, озвученные Ельсуковым В.П. (дисциплина “Бизнес-планирование”):

  •  Не всегда удается подобрать правильные ИТ-инструменты для организации проекта. В этом случае стоит обратиться  за советом к коллегам или техническому персоналу вуза.
  • Промежуточные дедлайны помогают уменьшить последствия проблемы недооценки необходимого времени для реализации проекта. Но сама проблема нехватки времени может быть и объективной, если существует недостаточная синхронизация с другими дисциплинами и на один семестр попадает несколько проектов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы

Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber?