Методический семинар "Организация группового проекта по дисциплине"
31 января прошел методический семинар преподавателей «Организация группового проекта по дисциплине».
Участники поделились опытом организации проектной работы студентов, обсудив следующие вопросы:
- специфика проектных заданий для разных дисциплин;
- график выполнения проектов и дедлайны;
- размер и формирование команд проекта и распределение возможных ролей в команде;
- выбор и формулировка темы проекта;
- использование современных ИКТ как для реализации проекта, так и для коммуникации участников между собой;
- оценка результатов работы над проектом в целом и учет индивидуальной работы каждого участника команды;
- снижение нагрузки при данном формате работы как на преподавателя, так и на студентов.
Лучше всего зарекомендовал себя
проектный подход в учебных дисциплинах, где можно сымитировать жизненный цикл
реального процесса, например, создание стартапа. Такой проект можно сделать
сквозным на весь период изучения предмета и разбить на вполне понятные этапы
изучения целевой аудитории и конкурентов, подготовку презентации проекта, расчет эффективности, подготовку промо-сайта и видеорекламы.
Некоторые дисциплины позволяют включать в себя творческие и игровые моменты: Урганова Д.Б. (дисциплина «Управление интеллектуальной собственностью») проводит игровые судебные процессы, где учащиеся примеряют на себя роли судей, истцов, ответчиков и СМИ. Интересную идею давно предлагает Горбачева А.И.: студенты снимают видео, объясняющие терминологию, принятую в дисциплине.
Проектный формат работы несколько
сложнее подходит для точных или технических дисциплин, например, высшей
математики. Тем не менее есть успешный пример Е.А. Гопки по предмету
«Статистика». Интересный подход: академическая группа делится на две команды,
каждая из которых готовит проект, используя определенный статистический метод
расчета и визуализируя результаты с помощью инфографики. Затем студенты
выступают в роли экспертов и разбирают работу одногруппников, глубже погружаясь
в изучение второго метода.
Организация проектной работы должна
быть хорошо продумана:
- определен рекомендуемый размер проектной команды (большинство преподавателей остановилось на 3-4 участниках);
- решено, что делать с принципиальными одиночками (иногда можно разрешить индивидуальную работу, в других случаях приходится настаивать на включении их в командную работу);
- продумана ролевая структура команды (например, «лидер», «дизайнер», «менеджер», «технический исполнитель» как предлагает преподаватель Еловая Е.М.);
- определен и описан график выполнения, условия и ограничения, установлены сроки выполнения проекта и описан ожидаемый результат.
Практика показывает, что лучше
всего собрать все эти параметры в рамки одного документа, можно дополнительно
записать видео с подробными комментариями по требованиям к проекту (опыт
Прохоровой Татьяны Владимировны).
При этом не стоит давать как
образец реальные работы, даже самые качественные: сразу сужается вариативность
представляемых проектов, студенты пытаются подстроится «под шаблон» (замечание
Мацкевич Е.В.).
Результат работы, как набор различных
электронных документов, может быть расположен в папке любого онлайн-хранилища,
а ссылка на эту папку выложена на учебный портал либо в форум (для общего
ознакомления), либо представлена как ответ на задание (для отчета только преподавателю).
Отдельно следует озадачится способом оценки проекта: с целью исключения спорных моментов нужно подробно обсудить и задокументировать требования к проекту на момент выдачи задания.
Возможные виды оценки проектной работы:
- можно задать
формулу расчета оценки, например: максимально 5 баллов собственно за весь
проект каждому члену рабочей группы, 3 балла может добавить экспертиза
одногруппников, 2 балла выставляется менеджером проекта и 1 балл добавляется
самому менеджеру (практика Гопки Е.А.);
- можно базово оценивать
проект целиком, а затем индивидуально раздать дополнительные баллы за участие в
защите проекта. Так, Мацкевич Елена Вадимовна считает, что оценка ответов на
“вопросы из зала” четко показывает, кто активно работал над проектом, а кто
просто числился в команде;
- хорошо
принимается студентами экспертная оценка приглашенными гостями или
преподавателями (опыт Прохоровой Т.В.) ;
- интересно задействовать в оценке самих студентов так называемый “Приз зрительских симпатий”: каждый студент дает оценку и рекомендации нескольким, не более 2х, проектам одногруппников, выбор проектов для оценки осуществляется случайным образом инструментами LMS Moodle. Обезличенные отзывы распространяются через рассылку на учебном портале и являются хорошим фидбеком на работу группы (практика Поклонской О.Г.).
И, в заключении, стоит обратить внимание на общие организационные проблемы
проектной работы, озвученные Ельсуковым В.П. (дисциплина “Бизнес-планирование”):
- Не всегда удается подобрать правильные ИТ-инструменты для организации проекта. В этом случае стоит обратиться за советом к коллегам или техническому персоналу вуза.
- Промежуточные дедлайны помогают уменьшить последствия проблемы недооценки необходимого времени для реализации проекта. Но сама проблема нехватки времени может быть и объективной, если существует недостаточная синхронизация с другими дисциплинами и на один семестр попадает несколько проектов.
Комментарии
Отправить комментарий