Как встроить рефлексивную компоненту в электронный курс?

Поводом для этой заметки послужило именно это сообщение:

Оно появилось на круглом столе, который мы проводили средствами форума, в рамках одного из недавних повышений квалификации (май, 2015 г. Повышение квалификации по теме «Педагогический дизайн и разработка «ЭУМ для обучения с использованием ДТ»).

Попробую поделится своим опытом встраивания рефлексивной компоненты в обучение.

Сначала о том, как организовать рефлексию у обучающихся. Здесь приведу два примера: первый - рефлексия в рамках всего курса, второй - рефлексия в рамках одного модуля.

Пример 1.
Дисциплина "Информационная архитектура и юзабилити". (для справки: юзабилити - удобство)
Цель (в очень-очень упрощенном виде) - уметь проводить экспертные оценки качества юзабилити веб-сайтов, веб-ресурсов и др.

Т.е. на выходе, в качестве зачетного задания каждый предоставляет свою экспертную оценку веб-сайта, указанного преподавателем.

Мы с вами (а обучающиеся тем более)  уже имеем свой пользовательский опыт работы с веб-сайтами и мы хорошо с позиции пользователя понимаем, что удобно на сайте, а что нет. Поэтому в начале курса полезно дать задание, которое бы актуализировало те неявные знания, которые у каждого уже есть по юзабилити (удобству). Поэтому на первом занятии по этой дисциплине выдается задание 1 - провести экспертную оценку заданного сайта.

Актуальность выдачи этого задания заключается еще и в том, чтобы зафиксировать тот уровень ЗУН по юзабилити на начало обучения.

Это задание преподавателем только оценивается, но НЕ КОММЕНТИРУЕТСЯ.

Зачетное задание в конце обучения заключается в том, чтобы:
  • Провести экспертную оценку сайта, указанного преподавателем.
  • Прокомментировать свое задание 1, выполненное в начале обучения.
Использую этот прием уже несколько лет и по опыту могу сказать, что это задание позволяет:

ОБУЧАЮЩЕМУСЯ:
Не только продемонстрировать свое мастерство при проведении экспертной оценки сайта, но и при комментировании своего задания 1, НАГЛЯДНО показать на сколько он "вырос" в своем умении проводить оценку качества юзабилити по сравнению с началом обучения.
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ:
Наглядно увидеть было ли развитие в понимании юзабилити ("глубина и широта").
Таким образом, мы видим, что данное задание позволяет организовать рефлексию, причем обоих участников обучения: преподавателя и обучаемого.

Пример 2.
Пример встраивания рефлексивной компоненты на уровне модуля предлагаю такой вариант.

В начале модуля обучающемуся объявляются цели и задачи (ВАЖНО: формулировать с позиции обучающегося).

В конце модуля предлагается написать небольшое эссе (например, до пол-страницы А4) на тему "Я достиг цели и задач обучения этого модуля, потому что ..." И далее очень кратко, обосновывая и приводя примеры, он должен раскрыть тему.

Рекомендую публикацию этих эссе разместить на форуме, с возможностью обсуждения достигнутых результатов.

Данное задание позволит:

ОБУЧАЮЩЕМУСЯ:
При написании своего эссе отрефлексировать результаты своей работы по модулю.
При обсуждении эссе однокурсников эту рефлексию скорректировать.
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ:
Провести рефлексию на предмет результативности обучения по данному модулю по достижению учебной цели и задач.
Провести рефлексию на предмет уровня удовлетворенности обучением по данному модулю. 

 Что касается рефлексии преподавателя по результатам достижения педагогических целей и задач обучения, то здесь хороший прием - проведение и анализ оценки уровня удовлетворенности обучением по дисциплине.

Здесь важно грамотно составить анкету. Сам же процесс сбора и компоновки данных результатов анкетирования можно автоматизировать средствами Google.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Canva — сервис для графического дизайна

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы