Как встроить рефлексивную компоненту в электронный курс?
Поводом для этой заметки послужило именно это сообщение:
Оно появилось на круглом столе, который мы проводили средствами форума, в рамках одного из недавних повышений квалификации (май, 2015 г.
Повышение квалификации по теме «Педагогический дизайн и
разработка «ЭУМ для обучения с использованием ДТ»).
При обсуждении эссе однокурсников эту рефлексию скорректировать.
Провести рефлексию на предмет уровня удовлетворенности обучением по данному модулю.
Здесь важно грамотно составить анкету. Сам же процесс сбора и компоновки данных результатов анкетирования можно автоматизировать средствами Google.
Попробую
поделится своим опытом встраивания рефлексивной компоненты в обучение.
Сначала о
том, как организовать рефлексию у обучающихся. Здесь приведу два
примера: первый - рефлексия в рамках всего курса, второй - рефлексия в
рамках одного модуля.
Пример 1.
Дисциплина "Информационная
архитектура и юзабилити". (для справки: юзабилити - удобство)
Цель (в
очень-очень упрощенном виде) - уметь проводить экспертные оценки
качества юзабилити веб-сайтов, веб-ресурсов и др.
Т.е. на
выходе, в качестве зачетного задания каждый предоставляет свою экспертную
оценку веб-сайта, указанного преподавателем.
Мы с вами (а
обучающиеся тем более) уже имеем свой пользовательский опыт работы с
веб-сайтами и мы хорошо с позиции пользователя понимаем, что удобно на сайте, а
что нет. Поэтому в начале курса полезно дать задание, которое бы актуализировало
те неявные знания, которые у каждого уже есть по юзабилити (удобству).
Поэтому на первом занятии по этой дисциплине выдается задание
1 - провести экспертную оценку заданного сайта.
Актуальность
выдачи этого задания заключается еще и в том, чтобы зафиксировать тот
уровень ЗУН по юзабилити на начало обучения.
Это задание
преподавателем только оценивается, но НЕ КОММЕНТИРУЕТСЯ.
Зачетное
задание в конце обучения заключается в том, чтобы:
- Провести экспертную оценку
сайта, указанного преподавателем.
- Прокомментировать свое задание
1, выполненное в начале обучения.
Использую
этот прием уже несколько лет и по опыту могу сказать, что это задание
позволяет:
ОБУЧАЮЩЕМУСЯ:
Не только продемонстрировать свое мастерство при проведении экспертной
оценки сайта, но и при комментировании своего задания 1, НАГЛЯДНО показать
на сколько он "вырос" в своем умении
проводить оценку качества юзабилити по сравнению с началом обучения.
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ:
Наглядно увидеть было ли
развитие в понимании юзабилити ("глубина и широта").
Таким
образом, мы видим, что данное задание позволяет организовать рефлексию,
причем обоих участников обучения: преподавателя и обучаемого.
Пример 2.
Пример
встраивания рефлексивной компоненты на уровне модуля предлагаю такой
вариант.
В начале
модуля обучающемуся объявляются цели и задачи (ВАЖНО: формулировать
с позиции обучающегося).
В конце
модуля предлагается написать небольшое эссе (например, до пол-страницы А4) на
тему "Я достиг цели и задач обучения этого модуля, потому что ..." И
далее очень кратко, обосновывая и приводя примеры, он должен раскрыть тему.
Рекомендую
публикацию этих эссе разместить на форуме, с возможностью обсуждения
достигнутых результатов.
Данное
задание позволит:
ОБУЧАЮЩЕМУСЯ:
При написании своего эссе отрефлексировать результаты своей работы по модулю.При обсуждении эссе однокурсников эту рефлексию скорректировать.
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ:
Провести рефлексию на предмет
результативности обучения по данному модулю по достижению учебной цели и
задач.Провести рефлексию на предмет уровня удовлетворенности обучением по данному модулю.
Что касается рефлексии преподавателя по результатам достижения
педагогических целей и задач обучения, то здесь хороший прием - проведение и
анализ оценки уровня удовлетворенности обучением по дисциплине.
Здесь важно грамотно составить анкету. Сам же процесс сбора и компоновки данных результатов анкетирования можно автоматизировать средствами Google.
Комментарии
Отправить комментарий