Опыте использования маркетинговых исследований в учебном процессе с целью развития творческих способностей студентов и умения работать в группе
![]() |
Мармашова Светлана Прокопьевна,
старший преподаватель кафедры маркетинга
Для справки:
Дисциплина – «Коммерческая деятельность» (26 ч лекции, 18 ч семинарские
занятия, 8 ч управляемая самостоятельная работа)
Студенты – 431-432 группы Маркетинг
Дисциплина – «Современный маркетинг-менеджмент» (42 ч лекции, 24 ч
практические занятия, 8 ч лабораторные занятия, 8 ч управляемая самостоятельная
работа)
Студенты – 131-132 группы Маркетинг
Время обучения – осенний семестр 2024-2025 учебного года
Групповые задания являются достаточно распространенным видом академических работ у студентов. Групповые занятия имеют преимущества как для обучающихся, так и для преподавателей. Работа в группе способствует активному взаимодействию и сотрудничеству, развитию навыков и коммуникации, обмену опытом и идеями, мотивации и поддержки, а также выявлению проблем и их решения.
Групповым заданием для студентов являлось проведение маркетингового исследования. Маркетинговое исследование представляет собой сбор и изучение информации, которая необходима организации, для выявления проблем, связанных с ее деятельностью, разработки маркетинговой стратегии, рекламных кампаний, изучения конъюнктуры рынка, исследования новых рынков и пр.
Объект исследования может отличаться в зависимости от целей: рынок в целом, целевая аудитория или ее отдельные сегменты, конкуренты, их рекламная или ценовая стратегия, политика распределения, определенные каналы коммуникации, результаты собственных маркетинговых кампаний и многое другое.
Существует два основных вида маркетинговых исследований – количественные и качественные.
Качественные маркетинговые исследования предоставляют информацию о причинах определенных явлений, предпочтениях аудитории, особенности их поведения и другие данные, которые невозможно представить в виде количественных данных. Например, они могут отвечать на вопросы: «Какие интересы у целевой аудитории?», «Почему потребители выбирают один продукт, а не другой?», «Кто принимает решение о покупке?» и т.д.
Количественные исследования изучают данные, которые можно представить в числовом выражении. Например, объемы продаж и выручки, динамика изменения спроса, ценовая и коммуникационная политика, политика распределения. Они могут отвечать на вопросы: «Сколько продукции можно продать за определенный период?», «Сколько времени пользователи проводят на сайте, в социальной сети?», «На сколько процентов выросли продажи в предпраздничный период?» и т.д.
Одним из методов маркетинговых исследований являются опросы. Например, для выявления мнения целевой аудитории, которые могут проводиться в следующих форматах:
- онлайн – это опросы в соцсетях, на сайтах или в специальных формах;
- по телефону – ответы на вопросы выясняют во время телефонного разговора;
- на местах продаж – путем выявления мнения клиента до или после того, как он сделал покупку или посетил физический магазин;
- на улице – вопросы задают случайно прохожим или тем, кто относится к определенной целевой аудитории;
- на месте работы – в опросе участвуют сотрудники компании и др.
Групповым заданиям для студентов являлось проведение анкетирования покупателей (и/или студентов в группе) по изучению спроса в коммерческой организации на основе разработанного опросного листа (анкеты).
Цель: приобрести практические навыки в проведении опроса покупателей в коммерческих организациях (или в сети Интернет) на основании составленных опросных листов и обработке результатов.
Методические указания по выполнению задания
Занятие организуется и проводится в розничных коммерческих организациях (и/или в сети Интернет) в следующей последовательности:
1) для проведения опроса студенты объединяются в группы, выявляют проблему и опрашивают покупателей с использованием разработанных опросных листов;
2) в вежливой и корректной форме студенты проводят опрос покупателей (и/или студентов в группе) по разработанной анкете. Количество опрашиваемых респондентов (покупателей) определяется перед проведением опроса, основное требование – выборка должна быть репрезентативной. Репрезентативность выборки – это показатель, заключающийся в том, что выборка должна полно и достоверно отображать признаки той совокупности, частью которой она является;
3) после проведения опроса покупателей (и/или студентов в группе) необходимо провести обработку полученных результатов, которые представьте по форме таблицы;
Таблица
– Результаты опроса покупателей коммерческой организации __«____» ____20_ г.
Вопросы |
Количество ответивших |
Удельный вес, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4) с учетом полученных результатов представьте соответствующие выводы; увяжите полученные результаты с демографической частью анкеты. Составьте «портрет(ы) типичного покупателя» исследованной организации;
5) подготовьте информационные сообщения с учетом направлений, по которым проводился опрос.
Отчет представьте в виде электронной презентации в формате Microsoft PowerPoint (защита отчета проводится на семинарском/практическом занятии). В презентации должны быть отражены следующие вопросы:
- результаты проведенного опроса;
- основные выводы по результатам опроса;
- «портрет(ы) типичного покупателя» исследованной организации;
- презентационный материал (фото, рисунки (графики, диаграммы), таблицы и др.).
Таким образом, групповые проекты предоставляют форму активного обучения, где студенты не просто пассивно усваивают материал, а активно применяют свои знания в реальных ситуациях. Этот метод обучения стимулирует мотивацию студентов, поскольку они видят непосредственную цель и результат своего обучения. Поскольку студенты, выполняя задание, получают возможность общаться, обмениваться идеями и взаимодействовать, что играет важную роль в формировании положительного отношения к учебе, способствуют развитию навыков коммуникации, взаимодействия в коллективе, а также умению выражать и отстаивать свои идеи.
Кроме того, в группе каждый студент может обнаружить свои сильные стороны и способности, выполняя разные роли в групповом проекте и влиять на итоговый результат.
Рассматривая реальные сценарии и задачи, в ходе выполнения проекта, студенты применяют теоретические знания на практике. Этот прикладной опыт делает учебный процесс более интересным и значимым, также в группе студенты могут поощрять друг друга к достижению лучших результатов, что создает внутреннюю конкуренцию и поддерживает высокую мотивацию каждого участника.
Вместе с тем, внедрение групповых проектов в учебный процесс способствует не только углубленному освоению материала, но и формированию важных жизненных и профессиональных компетенций, необходимых в современном обществе.
Комментарии
Отправить комментарий