По вопросу проверок работ на плагиат. Часть 1. Общие вопросы.
В
последнее время все чаще мы слышим о проверках работ на плагиат и актуальности
различных программ для этих целей. При этом можно даже сказать, что такие
понятия как «плагиат», «антиплагиат», «уникальность текста», «процент
оригинальности» уже прочно вошли в нашу жизнь. В тоже время данная тема до
конца не раскрыта и остаётся еще много вопросов и неопределенностей. Попробуем
рассмотреть основные вопросы по данной теме и понять роль и значение данных
проверок в образовательном процессе.
Понятие «Плагиат»
Плагиатом
называют кражу чьей-либо интеллектуальной собственности, к примеру, заимствование
фрагментов письменных работ.
Плагиат
можно разделить на виды:
- Полноценный. Копирование чужого текста
без кавычек или перефразирования, а также без ссылки на автора работы. Этот тип
плагиата определяется довольно быстро при любой проверке.
- Авторский. Может возникнуть, если автор
использует свои ранее опубликованные работы без указания ссылки на источник
публикации.
- Частичный. Заимствованные фразы или
использование синонимов с целью изменения некоторых частей работы. При этом
суть текста остается прежней.
- Случайный. Непреднамеренное
копирование, когда автор не проверил должным образом другие источники схожих по
тематике работ.
Понятие «Антиплагиат»
Антиплагиат
– это система для проверки документов на наличие неправомерных заимствований
(уникальность текста).
Что
требуется от хорошей системы по анализу текста на уникальность?
Только
одно: правильно отличать плагиат от оригинала! Фактически должно быть так: если
текст написан самостоятельно, уникальность должна быть 100% (ну или совсем
рядом с этой цифрой).
В
плохих алгоритмах определения уникальности текстов есть две крайности: они либо
вообще не находят плагиат, либо находят там, где его нет. Причем, второй
вариант гораздо хуже.
Подобные
ситуации встречаются практически во всех подобных сервисах и программах для
проверки уникальности текстов. Какие-то — в большей степени, какие-то — в
меньшей. Поэтому проблема выбора сервиса для анализа текста на уникальность
заключается, скорее, в том, чтобы найти оптимальную программу, которая будет
максимально объективно оценивать текст и не искать плагиат там, где его
изначально нет.
Основные отличия инструментов для проверки на заимствование
В
настоящий момент проверки на плагиат пользуются большой популярностью. И
потому, присутствует достаточное количество инструментов для осуществления
таких проверок. При подборе оптимального ресурса, в первую очередь нужно
исходить от целей и учитывать возможности данных инструментов, их ограничения и
технологии.
Основные отличительные
особенности:
- имеются программные продукты, требующие
установки на компьютер пользователя и онлайн-сервисы, размещенные в сети
интернет на сайтах;
- каждый сервис имеет собственный
алгоритм распознавания текста (в большинстве случав не известен);
- скорость обработки материала (может
варьировать от менее 1 минуты до нескольких часов, и даже более);
- объем проверяемых документов
(большинство сервисов ограничивают для бесплатной проверки количество символов
в тексте - от 1 000);
- форматы проверяемых файлов;
- интервал между проверками (некоторые
бесплатные ресурсы допускают ограниченное количество проверок в течении
определенного времени, либо ставят документ в очередь);
- источники, где осуществляется проверка.
Наиболее
значимыми для результата являются алгоритмы проверок и источники. При этом
разработчики не стремятся делится данной информацией. Потому и результаты
проверок отличаются процентом уникальности.
Так
же нужно сказать, что существуют платные и бесплатные сервисы для проверки.
Очевидно, что платные аналоги имеют более расширенный функционал и в
большинстве не имеют ограничений, присущих бесплатным версиям (объем
проверяемых текстов, интервал, формат, скорость и другие).
Значение проверок на плагиат в образовательном процессе
Остается ответить на
главный вопрос: «Каково же значение проверок на плагиат в образовательном
процессе?»
На первый взгляд ответ
очевиден и можно даже выделить роль и значения для разных категорий,
задействованных в данном процессе:
1. Для учебного
заведения это:
-
повышение качества организации учебного
процесса;
-
стимулирование добросовестной
конкуренции в учебном заведении;
- возможность повысить конкурентоспособность
благодаря выпуску более качественных специалистов;
-
положительно отражается на репутации
заведения;
2. Для преподавателей:
-
избавление от рутинного поиска
совпадений или заимствований;
-
оптимизация проверки текстовых работ,
контроль за качеством;
3. Для обучающегося:
-
побуждение к самостоятельной работе;
-
развитие навыков написания текстов;
-
возможность научится эффективно работать
с источниками;
- проявление творческого начала;
- стимул к добросовестному обучению, возможность
стать более конкурентоспособным специалистом.
Но!!!
Так ли уж очевидно значение данных проверок? И может выражение «на первый
взгляд» правильнее заменить «на мой взгляд». Предлагаю оставить вопрос
открытым.
Комментарии
Отправить комментарий