Актуальность и риски мобильного обучения


Снижение стоимости мобильного интернета и самих мобильных устройств, рост скорости мобильных коммуникаций и широкое распространение бесплатных точек Wi-Fi, – все это является предпосылками к дальнейшему распространению мобильного обучения. Из вспомогательного ресурса мобильное обучение становится жизненно важной стратегией: люди могут обучаться при вынужденном ожидании, по дороге на работу или прослушивая подкасты за рулем автомобиля, – в любое время и в любом месте. По прогнозам глобальный рынок мобильного обучения будет расти на 36% в год и увеличится с 7,98 млрд долл. США в 2015 году до 37,6 млрд. долл. США в 2020 году. 

Вопрос оказался настолько актуален, что наше учебное заведение с хорошим опытом обучения он-лайн вынуждено было пойти на издержки и перейти на новую LMS, так как старая не имела мобильной версии (в остальных вопросах она нас устраивала). 

При этом мобильное обучение подразумевает использование мобильных технологий как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями. Нельзя говорить о мобильном обучении и только в рамках дистанционного обучения. Это, скорее, отдельный вид обучения: ведь даже простое использование в учебных целях фотокамеры смартфона, диктофона, средств для коммуникации, для поиска в интернете, переводчика можно рассматривать как элементы мобильного обучения. 
При организации учебного процесса в аудиториях с использованием мобильных устройств следует учитывать следующие риски:

1. Привычка использовать мобильные устройства прежде всего для общения и развлечения, на очных занятиях может вылиться в соревнование за внимание учащихся. Поэтому необходимо предварительно четко продумать, когда и для каких целей стоит использовать девайсы (например, для он-лайн голосований, опросов, поиска в интернете) и вписать эту активность в план занятия. 
2. При использовании BYOD (Bring Your Own Device) на очных занятиях могут возникнуть такие технические проблемы, как невозможность подзарядить устройства, недостаточная проходимость интернет-канала учебного заведения и нестыковки в установленном программном обеспечении.
3. Преподаватели могут неохотно относится к самой идее использования мобильных устройств как вследствие недостаточной IT-компетентности, так и из-за необходимости применять новые педагогические технологии работы в аудитории. 
4. На вопрос с открытым ответом “Как вы предполагаете, для каких именно целей можно использовать личные мобильные устройства в учебном процессе на занятиях?” некоторые студенты честно ответили: “Списывать”. Это существенный риск при контроле знаний.

Тем не менее, несмотря на вышеперечисленные риски, мобильные устройства уже настолько вошли в обыденную жизнь, что нужно думать не о том, как препятствовать их применению, а о том, какие положительные моменты они привносят в организацию занятий. Например, уже сейчас существуют обучающие Telegram-каналы и Telegram-боты, позволяющие построить персональное обучение. А дальнейшее развитие «пригодных для ношения» девайсов («Wearable Tech»), таких как Google Glass, Oculus Rift, Apple Watch, позволит превратить симуляции и онлайн-сценарии в новый динамичный и интерактивный опыт обучения. Попробуйте представить себе тренинг, на котором преподаватель в режиме реального времени комментирует поведение участников деловой игры, и эти комментарии видны участникам-наблюдателям.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы

Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber?