По вопросу проверок работ на плагиат. Часть 1. Общие вопросы.

В последнее время все чаще мы слышим о проверках работ на плагиат и актуальности различных программ для этих целей. При этом можно даже сказать, что такие понятия как «плагиат», «антиплагиат», «уникальность текста», «процент оригинальности» уже прочно вошли в нашу жизнь. В тоже время данная тема до конца не раскрыта и остаётся еще много вопросов и неопределенностей. Попробуем рассмотреть основные вопросы по данной теме и понять роль и значение данных проверок в образовательном процессе.

Понятие «Плагиат»

Плагиатом называют кражу чьей-либо интеллектуальной собственности, к примеру, заимствование фрагментов письменных работ.
Плагиат можно разделить на виды:
-   Полноценный. Копирование чужого текста без кавычек или перефразирования, а также без ссылки на автора работы. Этот тип плагиата определяется довольно быстро при любой проверке.
-    Авторский. Может возникнуть, если автор использует свои ранее опубликованные работы без указания ссылки на источник публикации.
-   Частичный. Заимствованные фразы или использование синонимов с целью изменения некоторых частей работы. При этом суть текста остается прежней.
-   Случайный. Непреднамеренное копирование, когда автор не проверил должным образом другие источники схожих по тематике работ.

Понятие «Антиплагиат»

Антиплагиат – это система для проверки документов на наличие неправомерных заимствований (уникальность текста).
Что требуется от хорошей системы по анализу текста на уникальность?
Только одно: правильно отличать плагиат от оригинала! Фактически должно быть так: если текст написан самостоятельно, уникальность должна быть 100% (ну или совсем рядом с этой цифрой).
В плохих алгоритмах определения уникальности текстов есть две крайности: они либо вообще не находят плагиат, либо находят там, где его нет. Причем, второй вариант гораздо хуже.
Подобные ситуации встречаются практически во всех подобных сервисах и программах для проверки уникальности текстов. Какие-то — в большей степени, какие-то — в меньшей. Поэтому проблема выбора сервиса для анализа текста на уникальность заключается, скорее, в том, чтобы найти оптимальную программу, которая будет максимально объективно оценивать текст и не искать плагиат там, где его изначально нет.

Основные отличия инструментов для проверки на заимствование

В настоящий момент проверки на плагиат пользуются большой популярностью. И потому, присутствует достаточное количество инструментов для осуществления таких проверок. При подборе оптимального ресурса, в первую очередь нужно исходить от целей и учитывать возможности данных инструментов, их ограничения и технологии.

Основные отличительные особенности:
-      имеются программные продукты, требующие установки на компьютер пользователя и онлайн-сервисы, размещенные в сети интернет на сайтах;
-  каждый сервис имеет собственный алгоритм распознавания текста (в большинстве случав не известен);
-    скорость обработки материала (может варьировать от менее 1 минуты до нескольких часов, и даже более);
-     объем проверяемых документов (большинство сервисов ограничивают для бесплатной проверки количество символов в тексте - от 1 000);
-      форматы проверяемых файлов;
-     интервал между проверками (некоторые бесплатные ресурсы допускают ограниченное количество проверок в течении определенного времени, либо ставят документ в очередь);
-       источники, где осуществляется проверка.
Наиболее значимыми для результата являются алгоритмы проверок и источники. При этом разработчики не стремятся делится данной информацией. Потому и результаты проверок отличаются процентом уникальности.  
Так же нужно сказать, что существуют платные и бесплатные сервисы для проверки. Очевидно, что платные аналоги имеют более расширенный функционал и в большинстве не имеют ограничений, присущих бесплатным версиям (объем проверяемых текстов, интервал, формат, скорость и другие).

Значение проверок на плагиат в образовательном процессе

Остается ответить на главный вопрос: «Каково же значение проверок на плагиат в образовательном процессе?»
На первый взгляд ответ очевиден и можно даже выделить роль и значения для разных категорий, задействованных в данном процессе:
1. Для учебного заведения это:
-        повышение качества организации учебного процесса;
-        стимулирование добросовестной конкуренции в учебном заведении;
- возможность повысить конкурентоспособность благодаря выпуску более качественных специалистов;
-        положительно отражается на репутации заведения;
2. Для преподавателей:
-        избавление от рутинного поиска совпадений или заимствований;
-        оптимизация проверки текстовых работ, контроль за качеством;
3. Для обучающегося:
-        побуждение к самостоятельной работе;
-        развитие навыков написания текстов;
-        возможность научится эффективно работать с источниками;
-       проявление творческого начала;
- стимул к добросовестному обучению, возможность стать более конкурентоспособным специалистом.

Но!!! Так ли уж очевидно значение данных проверок? И может выражение «на первый взгляд» правильнее заменить «на мой взгляд». Предлагаю оставить вопрос открытым. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы

Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber?