Ментальные карты. Использование в учебном процессе

Ментальная карта (интеллект карта) – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.


Примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, написанных более столетия назад. Более широкое их применение началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.  Из 82 книг, написанных Бьюзеном и посвященных этой тематике, самой известной является – «Научите себя думать». Данная книга входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
 По своей сути, ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, отличный от привычного линейного способа. Это творчество, которое развивает наше мышление и память.
Использование ментальных карт в учебном процессе является весьма интересным:   эффективное конспектирование лекций, подготовка материала по определенной теме, помощь в решении творческих задач, в проведении тренингов, лучшее запоминание материала. 
Главное преимущество ментальных карт – возможность охватить картину в целом и упорядоченно отобразить свои мысли. Построение ментальной карты помогает разложить материал и запомнить его.
Можно выделить общие правила создания ментальных карт:
  • В центре интеллект карты необходимо располагать образ всей проблемы (задачи) области знания.
  • От центра должны отходить основные ветви с подписями, которые означают главные разделы карты (использование стрелок для указания связей между элементами карты).
  • Основные ветви требуется разделить на более тонкие ветви. Все ветви сопровождаются ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.

Требования к оформлению минимальные. Для подписей лучше использовать крупные печатные буквы. Возможно различное визуальное оформление – форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки. Приветствуется свой собственный стиль в рисовании ментальных карт – чем более индивидуальной будет карта, тем лучше она будет работать.

Ментальные карты можно рисовать вручную, но в настоящее время существует большое количество как онлайн-сервисов для создания ментальных карт, так и специализированных программных приложений под различные платформы. Все они обладают своими специфическими возможностями и позволяют автоматизировать операции создания ментальных карт и представлять их в электронном виде.
В ИБМТ БГУ проводятся семинары для преподавателей по знакомству с новыми информационными технологиями и web-инструментами, которые могут быть использованы в педагогической деятельности,  в том числе и с технологиям подготовки и создания ментальных карт.

Комментарии

  1. Тоже искала информацию о ментальных картах, спасибо за подробную инструкцию, список сервисов нашла на сайте ПЕДАГОГRU (http://pedagogru.ru) Ментальные карты для педагога

    ОтветитьУдалить
  2. Ментальная карта - вещь многообещающая.
    Информация и информация, сведенная в единый теоретический свод - вещи разные, второе много ценнее.

    ОтветитьУдалить
  3. Составление карт разума - это увлекательная и творческая работа, выполняемая для того, чтобы наглядно проиллюстрировать идеи, которые вы получили или собрали в ходе мозгового штурма. Делать это на доске - идеальный вариант использования вместе с коллегами по работе или командой, работающей над одним и тем же проектом. Однако иногда ваша команда может находиться не в том же месте, что и вы. Вы все еще можете совместно делать картирование разума с помощью ментальная карта . Он базируется в Интернете и работает в режиме реального времени, так что вся команда может провести мозговой штурм в Интернете.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы

Что выбрать для общения: Skype, WhatsApp или Viber?